Лапша Nissin. История изобретателя

Лапша Nissin – главное изобретение 20-го века

Люди ошибочно думают, что смогут достигнуть всего, если убрать все препятствия на их пути. Но на самом деле, препятствия и трудности это именно то, что мотивирует нас на поиски решения проблем. (с) Момофуко Андо, изобретатель лапши Nissin.

Умершего в начале января 2007 года японца Момофуку Андо при жизни по имени знали немногие. А ведь ему принадлежит главное японское изобретение 20-го века – быстрорастворимая лапша Nissin, которая оставила позади и караоке, и портативный аудиоплеер. Момофуку Андо придумал лапшу быстрого приготовления.

Однажды я проходил по улице Осаки мимо очереди длиной 20-30 метров. Очередь выстроилась перед тускло освещенной палаткой, из которой валил пар… Одетые в потёртую одежду люди, дрожа от холода, ждали часами. Человек, который меня сопровождал, сказал, что они хотели получить миску лапши рамен,— писал в своей автобиографии Момофуку Андо.

Картина дрожащих от холода, голодных сограждан поразила Андо. Позже он посвятил свою жизнь тому, чтобы жителям всей планеты больше не пришлось подвергаться унижению ради порции лапши. Судя по реакции мира на его смерть, ему это удалось. Ведущие газеты опубликовали некрологи. Школьники и студенты призывали почтить память Андо, приготовив порцию лапши Nissin. А американские хакеры даже устроили несколько атак, разместив на взломанных сайтах хвалебные отзывы о человеке, имя которого, пока он был жив, было почти неизвестно.

Жизнь Момофуко Андо

Момофуку Андо родился в 1910 году на Тайване в японской семье. На историческую родину его семья вернулась, когда Момофуку исполнилось 23 года. Он поступил в университет и одновременно занялся бизнесом. Он возглавил семейную фирму по производству одежды.

По состоянию здоровья он не был призван на военную службу. И когда Япония вступила во вторую мировую войну, стал из-за этого свидетелем всех тех несчастий, которые война принесла Японии. К сожалению, его семейная фирма практически разорилась. В 1948 году он решил сменить сферу деятельности. Он занялся тем, что, по его мнению, всегда приносило бы доход. Он начал торговать солью.

Его товар пользовался спросом. Однако, это не уберегло его от нового банкротства. То есть, поначалу его фирма процветала. Настолько, что он стал видным представителем бизнес-сообщества Осаки. Его приглашали в советы директоров многих компаний. И даже сделали председателем одной из местных кредитных ассоциаций. Вскоре кредитная ассоциация обанкротилась. Андо пришлось расплачиваться с кредиторами из собственных средств, что сделало его почти нищим. Именно тогда он вспомнил о той очереди, которую видел в 1948 году. Все остававшиеся средства Андо бросил на изобретение продукта, который не только приносил бы прибыль, но и был бы полезен его согражданам.

Изобрести лапшу быстрого приготовления

Создание лапши быстрого приготовления было делом непростым. С самого начала Андо отказался от идеи выпускать просто сухую лапшу. Способ приготовления лапши, которая могла храниться очень долго, придумали тысячелетие назад. Однако, цель Андо была куда амбициозней. Его лапша должна была быть не только дешёвой, но еще и вкусной. И быстрой в приготовлении. С этим и пришлось повозиться. Для своих экспериментов Андо построил настоящую кухню-лабораторию в сарае за домом в городке Икеда.

Оборудование было самым простым. Традиционная машинка для приготовления яичной лапши и большой котелок. Поначалу казалось, что проблема, поставленная Андо, неразрешима. Лапша либо получалась совершенно безвкусной, либо разваривалась так, что превращалась в кашу.

Прорыв случился, когда Андо придумал опрыскивать лапшу бульоном из обыкновенной садовой лейки. Затем он размешивал лапшу, чтобы её верхний слой пропитывался бульоном. Обжаривал лапшу в пальмовом масле, выпаривая воду. Затем высушивал в форме брикетов. Для приготовления лапши в брикет нужно было просто добавить кипяток. К каждому брикету лапши Андо придумал прикладывать два пакетика. Специи и бульонный экстракт – в одном. Небольшая порция пальмового масла – в другом пакетике.

Лапша Nissin становится знаменитой

В 1958 году первая лапша Nissin созданной Андо компании Nissin Food Products поступила в магазины. Она тут же стала настоящим бестселлером не только у японцев. Андо, часто повторявший, что “во всем мире наступит мир, если люди не будут испытывать недостатка в пище”, вовсе не собирался ограничиваться японским рынком. Именно поэтому поначалу его моментальная лапша выпускалась только с куриным вкусом под торговой маркой Chikin Ramen. На то был свой резон.

Мы использовали в приготовлении лапши куриный бульон и таким образом сумели обойти религиозные табу. Индусы не могут есть говядину, а мусульмане — свинину, но нет ни одной культуры, религии или страны, которая запрещает есть курицу,— объяснял японец.

Уже через 12 лет лапшу Nissin Food Products знали по всей Азии, а также в Европе и Америке. Однако Андо не собирался останавливаться на достигнутом.

В 1971 году появилась лапша Cup Noodle

В 1971 году он придумал то, что сделало его лапшу едва ли не самым популярным продуктом на планете. На прилавках магазинов появилась новинка от Андо — лапша Cup Noodle, продававшаяся в водонепроницаемой чаше из пенополистирола. Прямо в неё можно было добавлять горячую воду. Не было больше необходимости перекладывать лапшу, мыть посуду после еды. Лапша от Андо стала по-настоящему экономичной, что по достоинству оценили студенты, холостяки, рабочие, желавшие сэкономить время на обеде. А вскоре после этого в лапшу начали добавлять сушеные овощи, которые, развариваясь в кипятке, создавали впечатление полноценного супа.

Момфуко Андо, изобретатель лапши Nissin

Момфуко Андо, изобретатель лапши Nissin

Начав с производства куриной лапши в целлофановых пакетиках, Андо превратился в настоящего императора лапши моментального приготовления. Его компания производит почти два десятка видов лапши с самыми разными вкусами и ингредиентами. Заводы империи Андо расположены по всему миру и поставляют свою продукцию почти в 70 государств. По словам представителя компании, в мире ежедневно более 100 млн человек употребляют лапшу Nissin Food Products. В 2006 году в мире было продано 25 млрд порций самой популярной марки лапши Андо — Cup O`Noodles.

Люди, оказавшиеся в районах стихийных бедствий, готовы есть лапшу моментального приготовления и в отсутствие горячей воды.

Лапша Nissin как достояние человечества

Изобретение Андо давно стало достоянием всего человечества. Разумеется, мировым лидером по потреблению лапши быстрого приготовления является Китай. Китайцы потребляют около 30 млрд порций лапши в год. За Китаем следуют Япония и Индонезия. При таких масштабах совсем не удивляют создание Международной ассоциации производителей лапши моментального приготовления и факт ежегодного проведения посвященного ей мирового саммита (World Ramen Summit). Например, в 2004 году земляне потребили 65,5 млрд упаковок лапши моментального приготовления. И, как и задумывал Андо, она продолжает спасать людей. Основным продуктом питания пострадавших во время азиатского цунами в 2004 году и урагана Катрина в 2005 году в США была именно лапша моментального приготовления.

С легкой руки Андо лапшу сейчас выпускают сотни компаний в разных странах мира. У нее разный вкус. В Польше, например, есть лапша со вкусом борща. Однако, во всем остальном любая лапша мало чем отличается от изобретения Андо, поскольку производители скорее стараются подчеркнуть это сходство. Открывая лапшу любой компании, вы можете быть уверены, что найдете там то, что придумал Андо: брикет лапши и два пакетика. Прозрачный — с маслом и серебристый — с бульоном и специями.

Недостатки лапши Nissin

У лапши, придуманной Андо, есть свои недостатки. Диетологи и врачи спорят о том, насколько это здоровая пища. Рестораторы и борцы за хороший вкус сетуют на то, что, как и прочие продукты быстрого приготовления, лапша убивает способность человека отличать гастрономический шедевр от дешевой стряпни. Тем не менее, мало кто сомневается, что основная цель, которую поставил перед собой Момофуку Андо, выполнена.

Моментальная лапша Nissin обеспечила господину Андо достойное место в пантеоне человеческого прогресса. Научи человека ловить рыбу — и он прокормит себя всю жизнь. Дай ему моментальную лапшу — и тебе больше не нужно его ничему учить”,— говорит нью-йоркский журналист Лоуренс Даунс.

Лучшей эпитафии банкроту, решившему избавить человечество от голода, не придумать.

Екатерина Дударева
Источник Коммерсант.Ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× Пишите в WhatsApp!